Главная/Дискуссионная площадка/Технологии виртуальной реальности в учебном процессе: готовы ли мы к шагу в будущее?

Технологии виртуальной реальности в учебном процессе: готовы ли мы к шагу в будущее?

Регламент работы дискуссионной площадки Института дополнительного и дистанционного образования ТИУ


Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас к диалогу на дискуссионной площадке ИДДО ТИУ!

В соответствии с требованиями ФГОС 3++ к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, «допускается замена оборудования его виртуальными аналогами».

Виртуальные лабораторные работы, практикумы и тренажеры, выполненные в трехмерной графике с максимальной имитацией реальных процессов, способны заменить настоящее оборудование и его аналоговые тренажеры, в случаях когда их использование затруднено или даже невозможно.

Имитация лабораторных работ с применением виртуальных копий дорогостоящего оборудования, реализация экспериментов, требующих значительных временных затрат, отработка действий в чрезвычайных ситуациях, – актуальные образовательные возможности, которые определяет замена оборудования его виртуальными аналогами.

Виртуальные лабораторные практикумы связаны с реальными производственными процессами, позволяют сформировать и закрепить навыки необходимые современным специалистам. Виртуальные копии лабораторных установок играют особо важную роль в освоении онлайн курсов и реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Учитывая очевидные преимущества использования виртуальных аналогов оборудования, вместе с тем, эксперты считают, что не каждый реальный эксперимент возможно заменить полностью цифровым. Отмечают проблему отсутствия практических навыков работы с оборудованием при обучении студентов инженерных специальностей

На сегодняшний день, актуальными остаются вопросы:

Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс вуза – одна из задач, которые реализует ИДДО ТИУ. Цифровые продукты института становятся все более актуальными и востребованными. На данный момент в вузе уже разработано более 350 виртуальных лабораторных работ, по различным направлениям подготовки, которые обоснованно могут быть внедрены в процесс реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС 3++.

Предлагаем высказать ваше мнение и принять участие в обсуждении!


Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи
 
 
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

#63
Очень интересное направление!!! Не всегда есть возможность поработать с реальным оборудованием, а тут аналог максимально приближенный к реальности.На мой взгляд, это повышает уровень образования и профессиональных компетенций.
#92
Спасибо Елена! Наша дискуссия открыта! Уважаемые коллеги, вы можете свободно публиковать на нашей площадке ваши суждения по обсуждаемой теме, оставлять комментарии к высказываниям коллег, задавать вопросы и развивать ветку обсуждения!
#64
Добрый день. Виртуальные лабораторные работы (ВЛР) необходимы для учебного процесса с использованием дистанционных технологий. Многие ребята присылают работы, выполненные и сданные другими студентами (списывают). Но есть проблема - не на всех компьютерах студенты могут запускать ВЛР, поэтому просьба - облегчить программу, в которой создаются ВЛР.
#74
Мое мнение, что нужно совершенствовать программы. Как вариант, зашифровывать ВЛР, чтобы не было возможности "списать".
#78
Считаю, что решением ситуации "прислал отчёт другого студента" может стать подход, когда ВЛР сама "оценивает" студента по итогам выполненной работы и передаёт эту оценку в Educon, по аналогии с тестами. В этом случае преподаватель сможет увидеть, кто из студентов запускал работу, и кто из них выполнил заложенные в программу "реперные точки". Сейчас, в качестве эксперимента, реализован такой модуль для Educon 2.0 и разрабатываются новые ВЛР с учётом такой возможности. Конечно же, эта функция будет доступна только при запуске ВЛР из Educon.
#65
Какой смысл повторять даже очень дорогое оборудование. Это воспримется как игрушка. Виртуальная работа нужна там, где невозможно повторить реальный процесс с обучающимися или обучающегося рано допускать на реальную установку. Например буровые тренажеры, авиатренажеры, модель реактора ядерного. Можно применять когда эксперимент очень дорогой. А работа типа "поднял и посмотрел" краник, железку, молоток и прочее - не более чем игрушки, в том числе и для программистов.
Многие производители, например NI, предлагают виртуальные лабораторные работы, но там происходит удаленное управление процессом, т.е. имеется реальная установка и происходит подключение пользователей к ней. Вот такие нужны в дистанционном образовании.
#79
Согласен с тем, что в первую очередь необходимо создавать ВЛР там, где нет возможности выполнить работу "здесь и сейчас". Например - для отработки действий в чрезвычайной ситуации. Также важным является закладывать в сценарий ВЛР возможность выполнить какие-либо действия неправильно и увидеть последствия от них
#66
ВЛР у вас создаются студентами 2-3 курсов! Программы не соответствуют тому функционалу, который в них закладывается. Задумка хорошая, да только у нас хороших программистов нет. Найдите сначала профессионалов, которые смогут эти ВЛР сделать!
#75
Полностью согласна, что для написания программ нужны профессионалы своего дела. Но и оплата должна быть тогда соответствующей.
#80
В случае с ВЛР самая сложная часть работы ложится далеко не на программистов. Они лишь четвёртые или пятые в очереди. Самое главное - цель создаваемой работы, идея, сценарий, возможные варианты развития событий, включая неверные, математическая модель. Это может сделать только сам заказчик ВЛР, а качественно сделать это - только в случае своей заинтересованности в итоговой работе. Важным является всё это изложить в техническом задании, утверждаемом до начала работ. Каким бы профессионалом не был программист, он не является профессионалом в предметной области ВЛР, он не знает что и как должно быть, но он может реализовать техническое задание. Успех результата зависит от слаженного участия в процессе всех заинтересованных сторон.
#67
1. Замена оборудования виртуальными аналогами целесообразна: когда оборудование невозможно приобрести; когда приобрести можно, но нет ресурсов; когда оно представляет опасность для жизни; для заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий.
2. Виртуальные работы можно считать инструментом формирования профессиональной компетенции в большей степени, чем реальные лабораторные работы, которые проходят только один раз. а виртуальную можно пройти многократно. пока не отработаешь навыки.
3. Виртуальный тренажер более безопасен для отработки чрезвычайных ситуаций, более гибкий и надежный, можно достичь идеального поведения работника в любой нестандартной ситуации, которые нельзя проиграть в реальной жизни и по степени опасности, и по затратам времени.
Кроме всего прочего, все цифровые продукты могут разрабатываться и использоваться в различных комбинациях с уже существующими, легко перерабатываются, дополняются, трансформируются, актуализируются и т. д.
Однако, следует помнить, что это не панацея и не способ решения всех образовательных проблем, необходим гибкий, разумный подход в зависимости от задач, которые ставятся перед обучающимися.
Моор
#89
Светлана Михайловна, как Вы полагаете, не отразится ли виртуальная "безнаказанность" многократного решения той или иной задачи на формировании уровня ответственности обучающегося за результат?
#95
Юрий, всякое многократное решение или прохождение виртуальной лабораторной работы только укрепит знания: "Повторение - мать учения". Не следует этого бояться, надо больше доверять студентам, тогда они не будут списывать, "красть", жульничать, т. е. формировать высокую культуру обучения и ответственности обучающегося за результат. Порой реальная "безнаказанность" многократно превосходит виртуальную, поскольку это делает тот же человек, только в виртуальном пространстве большинство ориентируются гораздо хуже, чем в реальной.
#68
Когда нет возможности провести лабораторные или практические занятия на реальных объектах, то безусловно виртуальные объекты это выход из положения. Но к сожалению очень часто в виртуальных объектах допускаются упрощения отдельных схем, узлов, взаимодействий. А этого делать нельзя. Такие упрощенные модели скорее вредят, чем способствуют приобретению практических навыков.
Паршукова Л. А.
#76
Согласна с Вами! Упрощения модели вредят. Студенты изначально видят "не правильные" объекты. Как сказали выше - нужны профессионалы, для написания ВЛР
#88
Профессионалы нужны в любом деле! Вероятно имеет смысл говорит о том, что в этом процессе нужны не только специалисты, которые создадут качественный виртуальный симулятор, но и те, что подключатся к его разработке, оценят результат опытным взглядом "производственника". Быть может такой образовательный продукт на выходе должна принимать специальная комиссия, в составе которой будут ППС от вуза и специалисты от предприятий?
#69
Если подобные виртуальные лабораторные работы, практикумы и тренажеры разрабатываются преимущественно для операторов, следящих за технологическим процессом. Основными достоинствами таких видов работ является отсутствие риска нарушения технологического режима при обучении, отсутствие необходимости использовать реальное оборудование, отработка навыков операторов установок при возникновении нештатных ситуаций до автоматизма.
#83
Нельзя не согласится. Однако обращаю на важный момент психологической подготовки обучающегося. Всегда ли доведенный до автоматизма, в рабочей учебной обстановке, навык оператора сработает во внештатной ситуации на производстве? Вероятно, актуальной задачей подготовки инженерных кадров является соблюдение баланса между обучением и практикой. Другими словами, условия прохождения производственной практики должны быть такими, чтобы обучающийся мог реализовать отработанные им навыки на виртуальном оборудовании.
#70
Считаю, что ВЛР очень актуально на первоначальном этапе знакомства с оборудованием. Как вариант, можно сразу показать, какие последствия будут, если не использовать определенную технологию работы..
#84
Согласна с вашим мнением, что это именно этап в процессе подготовки инженерных кадров. Превосходный рабочий инструмент реализации отдельных дисциплин в соответствии с инженерно-техническим профилем вуза.
#77
ВЛР нужны для любого учебного процесса,т.к. не всегда обучающийся может присутствовать на занятии (причины и уважительные, и неуважительные). Вот как только сделать, чтобы прекратилась передача этих работ между обучающимися. Даже прохождение тестов каким то образом для обучающихся трудностей не представляет. Хотелось более объективней оценивать обучающихся.
Создание работ также очень тема интересная, но чтобы сделать хорошую работу необходимо время.
#86
Здесь скорее поднимается вопрос в целом о том, как обеспечить контроль деятельности обучающегося дистанционно. Виртуальные лабораторные работы могут использоваться также в учебном процессе при очном обучении в компьютерном классе. Для работы с виртуальными тренажерами могут быть оборудованы и специальные аудитории.
#93
Уважаемые коллеги, обратите, пожалуйста, внимание! Интересный комментарий по обсуждаемому вопросу высказан Русланом Камильевичем в параллельной ветке обсуждения!
#82
Полагаю, не стоит забывать в этом вопросе о «человеческом факторе». Да, виртуальный тренажер – это инструмент формирования навыка, пусть даже и устойчивого. Да, виртуальный симулятор позволяет отработать последовательность действий на производстве. Да, виртуальная лабораторная работа позволяет увидеть результаты эксперимента, при заданных условиях. Это безусловно важные аспекты подготовки обучающегося, формирования его навыков, знаний и умений, необходимых для реализации его профессиональной деятельности. Тем не менее, реальность всегда шире чем заданные условия виртуальной задачи, реальное оборудование требует физического воздействия, а принятие ответственного решения в конкретной (особенно нестандартной) ситуации – психологической готовности. Чтобы «рука не дрогнула» на реальном производстве, подготовка инженера должна включать в себя реальную отработку навыка, а технологии виртуальной реальности, это безусловно действенный элемент первого этапа обучения.

Анастасия, ТИУ
#85
Уважаемые коллеги! Благодарим за конструктивный диалог! Приятно видеть различные точки зрения в рамках обсуждаемой темы. Интересно было бы обменяться мнениями с непосредственными авторами и разработчиками виртуальных лабораторных работ и практикумов.
#91
В профессиональном обучении ИДДО ТИУ, по таким профессиям как "Оператор по добыче нефти и газа", "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования", "Электрослесарь по ремонту оборудования распределительных устройств", "Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин" используется виртуальные лабораторные работы (ВЛР).

Освоение рабочей профессии в части практических занятий разнообразно, это и расчеты, и работы выполненные своими руками в лаборатории, экскурсии, занятия на производственных площадках предприятия, а так же ВЛР. Для того, чтобы минимизировать расходы наших слушателей, были включены виртуальные лабораторные работы, где можно провести исследования путем последовательности действий, указанных в методических материалах, побывав и в лаборатории, и на производственных площадках опасного производства, рассмотреть, как устроено различное оборудование и многое другое.

ВЛР удобны тем, что их выполнение осуществляется не только в аудитории вуза, но и из любого удобного для слушателя места, где есть возможность через компьютер войти в систему Educon. Таким образом, слушатель может сам запланировать учебное время в части практики.

Ирина Вячеславовна, ИДДО.
#94
Действительно, в учебном процессе ИДДО ТИУ виртуальные лабораторные работы используются не только при реализации основных образовательных программ, но и программ дополнительного образования. Спасибо, Ирина Вячеславовна, за ваш комментарий! Коллеги, а как вы расцениваете возможности использования виртуальных образовательных технологий в процессе профессиональной переподготовки, повышения квалификации или профессионального обучения?
Применение элементов электронного обучения при реализации программ профессионального обучения это прекрасная возможность для наших слушателей.
Возникают такие ситуации, когда у наших обучающихся возникают вопросы по загрузке или выполнению ВЛР, в этом случае организуем консультации, где квалифицированный специалист может ответить на все необходимые вопросы. Не редко возникают проблемы в прохождении виртуальных лабораторных работ из-за отсутствия компьютерной техники у обучающегося или др., в этом случае предоставляется возможность прийти в компьютерный класс ИДДО.

Специалист отдела организации учебного процесса программ ДПО ИДДО ТИУ
#96
При всех заявленных преимуществах использования виртуальных работ, следует признать, что они все-таки не могут стать полноценной заменой реального исследования.
Утрачивается формирование аналитического мышления, наблюдательности и стремление к познанию.
Как преподаватель с 39-летним стажем, считаю, что использование ВЛР для подготовки химиков-технологов, равнозначно подготовке врача виртуально.
Благодарю всех участников дискуссии за активность!
Для нас было очень интересно и важно услышать разные, порой противоположные, мнения, а также конструктивные предложения! Всё это будет обязательно учтено при планировании работ по разработке виртуальных лабораторных работ в 2019-2020 учебном году.
Спасибо!
Следующая тема в рамках дискуссионной площадки будет размещена уже в новом учебном году.
Уважаемые коллеги!

На Дискуссионной площадке ИДДО ТИУ завершилось обсуждение темы использования технологий виртуальной реальности в учебном процессе. В диалоге приняли участие педагоги высшей школы, специалисты сферы образования, авторские коллективы и разработчики виртуальных электронных ресурсов.

Внимание участников дискуссии по большей части сосредоточено на возможностях и перспективах использования виртуальных ресурсов в учебном процессе по основным и дополнительным образовательным программам. В диалоге обсудили трудности обеспечения качества и достоверности виртуальных моделей.

Могут ли виртуальные лабораторные работы заменить реальную практику и обеспечить подготовку специалиста к профессиональной деятельности? Мнения по данному вопросу разделились.

Общее мнение связано с тем, что внедрение виртуальных практикумов в учебный процесс способно существенно расширить образовательные возможности для обучающихся при условии определенных ограничений. Использование электронных образовательных ресурсов целесообразно в случаях, когда:
- возможность применить практические навыки «здесь и сейчас» в реальной практике отсутствует;
- практическое использование реального ресурса в отличии от виртуального затруднено или невозможно;
- для выработки устойчивого навыка необходимо многократное повторение действия;
- отрабатываемый навык связан с отработкой поведения в чрезвычайных ситуациях или в условии рисков нарушения технологического режима на предприятии.

Участники обсуждения согласны с тем, что эффективность виртуальных работ зависит от качества их технического выполнения и содержательного наполнения. Предложения, высказанные к разработчикам виртуальных ресурсов связаны с вопросами контроля деятельности обучающихся в электронной среде при самостоятельном выполнении работ и обеспечения их качества.
Для авторских коллективов – это, в первую очередь, тщательная проработка сценария работы, максимально имитирующего технологический процесс, а также создание моделей, учитывающих специфику и сложность реальных объектов.

Актуальной задачей подготовки инженерных кадров является соблюдение баланса между обучением и практикой. Для выполнения трудовых функций в условиях модернизации и трансформации производственных процессов требуется постоянное приобретение новых компетенций. Виртуальные лабораторные практикумы связаны с реальными производственными процессами, позволяют как сформировать, так и закрепить навыки, необходимые современным специалистам.

Возврат к списку