Тюменский индустриальный университет

Главная/Дискуссионная площадка/Роль электронных учебных изданий в современном образовательном процессе

Роль электронных учебных изданий в современном образовательном процессе

Регламент работы дискуссионной площадки Института дополнительного и дистанционного образования ТИУ


Роль электронных учебных изданий в современном образовательном процессе

2020 год стал особенным в истории человечества. Эпидемиологическая обстановка привела к тому, что некоторые виды деятельности перешли на удаленный режим работы, и образовательная деятельность не стала исключением.

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в учебный процесс ТИУ. Все занятия студентов проходили с помощью дистанционных образовательных технологий: Educon 2.0, открытых образовательных платформ, Zoom, Skype и т. д.

Современные студенты живут в цифровом окружении. Они легко осваивают программное обеспечение, с большим желанием используют информационные технологии, помогающие изучить учебный материал. Эти реалии требуют соответствующей информационной культуры и от преподавателей.

Одна из современных реалий – электронные учебники и учебные пособия. Электронные издания разрабатываются в нашем вузе очень давно. Особую популярность они начали набирать именно в период дистанционного обучения.

Учебник в традиционном понимании этого слова – книга для самостоятельного обучения, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области.

Чтобы получить электронный учебник не нужно записываться в библиотеку и нарушать режим самоизоляции. Электронные издания ТИУ обычно размещаются в полнотекстовой библиотеке, их можно скачать в любой момент при наличии интернета. Стоит понимать, что электронное издание отличается от обычного электронного документа. Главное и основное различие электронного учебника от его традиционной формы и его оцифрованной копии – не только электронный формат, но и мультимедийность. Благодаря одновременному воздействию на пользователя графической, звуковой и визуальной информации, мультимедиа-средства обладают большим эмоциональным, зрелищным зарядом, что позволяет им активно использоваться в образовательной практике. При этом благодаря возможности наглядно, зрелищно представлять информацию образовательное мультимедиа позволяет реализовать фундаментальный принцип наглядности в обучении на качественно новом уровне.

Например, в электронном учебном пособии преподавателей кафедры экономики и организации производства Вейнбендер Т.Л. и Ямовой О.В. «Теория и практика бухгалтерского и финансового учета на предприятиях сервиса» теоретико-методический материал сопровождается видео контентом.

По качеству теоретико-методический материала электронные издания ничем не хуже привычных традиционных учебник. Электронный учебник «Микроэкономические аспекты деятельности фирмы в индустриальном секторе» авторов Ефремовой В.В., Королёвой А.М., Махмудовой М.М., Яблочкиной Т.В. рекомендован УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 43.03.01 – «Сервис» (Профиль подготовки: «Сервис предприятий потребительского рынка».

Кажется, что совсем скоро электронные издания совсем заменят традиционные книги-учебники. Библиотеки полностью перейдут в онлайн-формат, а будущие студенты уже никогда не будут держать в руках книжные издания.

Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс вуза – одна из задач, которые реализует ИДДО ТИУ. Цифровые продукты института становятся все более актуальными и востребованными. На данный момент в вузе уже разработано более 100 электронных изданий, по различным направлениям подготовки, которые обоснованно могут быть внедрены в процесс реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС 3++.


На сегодняшний день, актуальными остаются следующие вопросы:

- Заменят ли в скором времени электронные издания традиционные учебники?

- В каком случае электронный учебник может считаться полноценным электронным изданием? Какие отличительные черты должно иметь электронное издание от электронного документа?


Предлагаем высказать ваше мнение и принять участие в обсуждении!


Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи
 
 
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

Электронные учебники в ближайшее время точно не заменят традиционные учебники! Здесь все очевидно, ведь несмотря на внедрение новых технологий, уровень обеспечения учебных заведений остается довольно низким. Лес стоит намного дешевле, чем компьютеры, телефоны и прочие гаджеты. Для того чтобы перевести все учебники в электронные, надо исходить из обеспеченности всех категорий населения, потому что до сих пор, во многих семьях нет компьютеров, интернета, то есть нет доступности. Если же все таки принять такое решение, то мы получим резкое падение уровня образования, которое несомненно приведет к деградации населения.
Что касаемо лично меня, то для меня обычный учебник останется всегда в приоритете. В нем легче концентрировать внимание чем в гаджетах, так как там много различных нюансов которые отвлекают от смысла написанного. Не стоит забывать, что в различные приложения для прочтения книг, будут вмещать назойливую рекламу, которая в последнее время вызывает агрессию у людей.
Популярность электронных изданий будет расти только расти. У всех студентов есть смартфон, а значит при желании он может получить в любой момент за пару минут получить доступ к любому изданию не только вуза, но и других библиотек. А стандартные средства поиска в электронном документе помогут ему так же быстро найти то, что ему нужно. Времени на поиск информации требуется на порядок меньше, каких-либо существенных затрат вообще не требуется, а следовательно появляется больше времени собственно на обучение
В этом вопросе главное понимать, что такое электронный учебник. Будет ли скан обычного бумажного учебника считаться электронным учебником? А с другой стороны, с точки зрения получения информации, будет ли настоящий интерактивный учебник полезнее скана обычного бумажного учебника?
Благодарим за проявленный интерес к теме использования электронных учебных изданий в современном образовательном процессе!
Данная тема актуальна для всех участников образовательного процесса как при очном образовании, так и при организации учебного процесса с применением дистанционных технологий. Важным является понимание, что электронное учебное издание - это не просто электронный вариант книги, а инструмент, обладающий дополнительными возможностями.
Будем рады Вашим откликам по следующей теме дискуссионной площадки!

Возврат к списку