2020 год стал особенным в истории человечества. Эпидемиологическая обстановка привела к тому, что некоторые виды деятельности перешли на удаленный режим работы, и образовательная деятельность не стала исключением.
Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в учебный процесс ТИУ. Все занятия студентов проходили с помощью дистанционных образовательных технологий: Educon 2.0, открытых образовательных платформ, Zoom, Skype и т. д.
Современные студенты живут в цифровом окружении. Они легко осваивают программное обеспечение, с большим желанием используют информационные технологии, помогающие изучить учебный материал. Эти реалии требуют соответствующей информационной культуры и от преподавателей.
Одна из современных реалий – электронные учебники и учебные пособия. Электронные издания разрабатываются в нашем вузе очень давно. Особую популярность они начали набирать именно в период дистанционного обучения.
Учебник в традиционном понимании этого слова – книга для самостоятельного обучения, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области.
Чтобы получить электронный учебник не нужно записываться в библиотеку и нарушать режим самоизоляции. Электронные издания ТИУ обычно размещаются в полнотекстовой библиотеке, их можно скачать в любой момент при наличии интернета. Стоит понимать, что электронное издание отличается от обычного электронного документа. Главное и основное различие электронного учебника от его традиционной формы и его оцифрованной копии – не только электронный формат, но и мультимедийность. Благодаря одновременному воздействию на пользователя графической, звуковой и визуальной информации, мультимедиа-средства обладают большим эмоциональным, зрелищным зарядом, что позволяет им активно использоваться в образовательной практике. При этом благодаря возможности наглядно, зрелищно представлять информацию образовательное мультимедиа позволяет реализовать фундаментальный принцип наглядности в обучении на качественно новом уровне.
Например, в электронном учебном пособии преподавателей кафедры экономики и организации производства Вейнбендер Т.Л. и Ямовой О.В. «Теория и практика бухгалтерского и финансового учета на предприятиях сервиса» теоретико-методический материал сопровождается видео контентом.
По качеству теоретико-методический материала электронные издания ничем не хуже привычных традиционных учебник. Электронный учебник «Микроэкономические аспекты деятельности фирмы в индустриальном секторе» авторов Ефремовой В.В., Королёвой А.М., Махмудовой М.М., Яблочкиной Т.В. рекомендован УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 43.03.01 – «Сервис» (Профиль подготовки: «Сервис предприятий потребительского рынка».
Кажется, что совсем скоро электронные издания совсем заменят традиционные книги-учебники. Библиотеки полностью перейдут в онлайн-формат, а будущие студенты уже никогда не будут держать в руках книжные издания.
Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс вуза – одна из задач, которые реализует ИДДО ТИУ. Цифровые продукты института становятся все более актуальными и востребованными. На данный момент в вузе уже разработано более 100 электронных изданий, по различным направлениям подготовки, которые обоснованно могут быть внедрены в процесс реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС 3++.
На сегодняшний день, актуальными остаются следующие вопросы:
- Заменят ли в скором времени электронные издания традиционные учебники?
- В каком случае электронный учебник может считаться полноценным электронным изданием? Какие отличительные черты должно иметь электронное издание от электронного документа?
Предлагаем высказать ваше мнение и принять участие в обсуждении!