Институт дополнительного и дистанционного образования с момента создания является одним из флагманов разработки и внедрения новых образовательных технологий, поэтому переход на дистанционное образование по всем реализуемым программам был хоть и неожиданным, но не пугающим.
Спустя практически 10 месяцев установления режима повышенной готовности, мы знаем, что нашими педагогами накоплен опыт, позволяющий проводить онлайн-занятия для студентов и слушателей четко и конструктивно.
Об организации полноценного образовательного процесса по английскому языку в режиме онлайн рассказала Бэлла Гриднева, старший преподаватель кафедры иностранных языков, преподаватель английского языка для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров:
«С одной стороны, обучение иностранному языку в онлайн-режиме очень похоже на традиционное face-to-face training (очное обучение), но, с другой стороны, возможность использовать дополнительный набор инструментов позволило пересмотреть не только образовательный контент, но и применение новых активных методов обучения. Успешно зарекомендовала себя технология flipped learning («перевернутого обучения»), при которой слушатели с помощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивали и просматривали предоставляемый видеоматериал, изучали дополнительные источники информации, а затем совместно обсуждали различные идеи и применяли полученные знания на онлайн-занятиях, используя такие формы работы, как дискуссии и презентации проектов. Применение этой технологии позволяет формировать у слушателей не только профессиональные компетенции, основанные на глубоком самостоятельном изучении учебного материала на иностранном языке, но и навыки коммуникации».
Несомненно, специфика удаленной работы потребовала новых форматов подачи материала и перестройки учебного процесса, что для многих стало настоящим вызовом, но мы уверены, что многие преподаватели за время дистанционной работы разработали свои эффективные методы онлайн-обучения.
Приглашаем вас поделиться своими секретами организации педагогической коммуникации в режиме онлайн, повышения качества онлайн обучения, оптимизации работы преподавателя, а также ответить на вопросы о наиболее эффективных приемах мотивации студентов к самообразованию в субъект-субъектной парадигме образовательного процесса и применяемых методах и технологиях, которые вы планируете использовать после снятия ограничительных мер, вызванных нестабильной эпидемиологической ситуацией.
Дистанционное образование имеет свои плюсы. Современные технологии позволяют преподавателю видеть всех обучающихся, строить с ними диалог. А возможность размещения материалов обучающимся - позволяет в итоге лучше усвоить материал. Приходилось наблюдать за занятиями по английскому "со стороны обучающегося" и могу сказать, что результаты от таких занятий были, как минимум, ничуть не хуже очных, а мотивация обучающихся - даже лучше.
Большое спасибо за Ваше мнение. Полностью согласны с Вами, что при обучении иностранному языку использование аутентичных материалов положительно влияет на результативность процесса обучения
Преподаватель это гибкий, наблюдательный педагог, который всегда старается придумать, чем заинтересовать слушателей, как мотивировать их на учебу. Онлайн-обучение базируется на интерактивных методах обучения, которые позволяют оживить учебный процесс.
Достаточно хорошие результаты показывают следующие интерактивные методы: брейнсторминг или «мозговой штурм», групповые дискуссии, «ментальные карты», «вопрос-ответ».
Конечно, онлайн-образование никогда не заменит классическое обучение, но при правильной организации учебного процесса это хорошая возможность для обучения и саморазвития.
Спасибо за Вашу точку зрения и представленные интерактивные методы организации процесса обучения в режиме онлайн.
В настоящее время система высшего образования меняется. Привычная долгое время модель учебного процесса претерпевает изменения. Появляются организационные модели обучения, в которых задействованы информационно-коммуникационные технологии. Электронное обучение становится неотъемлемой частью учебного процесса. Осуществление учебного процесса в электронной среде ведет к формированию у обучающихся самостоятельности, стремления к осознанному приобретению знаний.
Добрый день, большое спасибо за Ваше мнение.
Дистанционное обучение предполагает применение информационных технологий. В своей работе педагог может использовать разные платформы, массовые открытые онлайн курсы (МООК, где студенты могут прослушать лекции в удобное время, в любом месте), сервисы Google (например, таблицы), сервисы по созданию презентаций (например, Canva), онлайн -кроссворды (для оценки знаний) , социальные сети. Применение разноообразных средст и методов обучения делает образовательный процесс более эффективным.
Но дистанционное образование требует от преподавателя и студента определенной информационной компетентности и грамотности.
Мне кажется, что в дистанционном обучении лучше делать акцент на способы проверки знаний, которые не нуждаются в контроле списывания, на творческие задания, защиту проектов, более сложные творческие тесты, чтобы студенты смогли показать не только знания, но и практические навыки и уменени использовать источники информации.
Я прошу студентов выполнять задания в приложениях для совместной работы над проектами trello и miro, нравится проводить опросы в mintimeter.
Спасибо большое за советы. Подскажите, пожалуйста, какие из технологий Вы оставили после возобновления реализации учебного процесса в очном формате? И каким образом осуществляете планирование содержания занятий с учетом внедрения цифровых образовательных ресурсов в режиме оффлайн?
Дистанционная форма образования возможна на приемлемом качественном уровне, но только при должном уровне мотивации обучающихся, т.к. отсутствие возможности жёсткого контроля со стороны педагога обычно расслабляет. Если такая мотивация со стороны студента есть - то в принципе не важно, какая форма обучения применяется. Даже есть плюсы - не надо тратить время на дорогу, его можно потратить на изучение материала. А вот если мотивации студента нет, то качество усвоения им материала будет хуже.
Добрый день. Благодарим за Ваше мнение и хотели бы узнать о современных образовательных технологиях и способах их внедрения в очный формат обучения
Нам, педагогам, высшей школы, очень многому пришлось научиться в этот год! Переход на дистанционную работу стал «большим вызовом» для нас. Весте с тем, развитие цифровой грамотности педагога – эта замечательная возможность расширить привычные формы работы со студентами и после выхода дистанта. Хочу поделиться своими приёма и техниками дистанционной работы со студентами: 1) канал YouTube, где я записываю и размещаю консультации по сложным темам, главное, к ним можно возвращаться неоднократно, 2) онлайн тестирование и кроссворды на сервисе onlainetestpad.com, 3)создание историй и презентация логики материала www.sutori.com, 4) совместная онлайн работа со студентами на интерактивной доске http://ru.padlet.com, 5) создание игровых упражнений на контроль знаний http://learningapps.org, 6) назначение заданий, дифференцированных по баллам и ограниченных по времени выполнения, в Microsoft Teams. В целом, обучение онлайн будет эффективным, если студенты ВСЕГДА работают с включенными видео – камерами, высказывают своё мнение при обсуждении заданий (на основе предварительной теор. подготовки), работают в малых группах (секционных залах) и выполняют индивидуальные задания на оценку.
Добрый день, спасибо большое за Ваше мнение. Расскажите, пожалуйста, об интеграции онлайн образовательных технологий в учебный процесс, осуществляемый в очном формате.
При дистанционной форме образования на первый план выходит форма подачи образовательного материала. Когда слушатели находятся перед экраном монитора, необходимо максимально удерживать их внимание, ведь преподаватель почти не получает обратной связи. Для этого необходимо как минимум две составляющих:
1. Соблюдать приемы создания красивых и притягивающих взгляд презентаций. К такие приемам относятся, например, использование не более 3−5 базовых цветов при создании слайдов, отказ от иконок с 3D-эффектом, отказ от использования шрифтов с засечками, использование изображений с высоким разрешением, отказ от использования визуальных эффектов при переходе между слайдами, отказ от использования теней и других встроенных эффектов.
2. Применять в образовательном процессе не только презентации, но и видео материалы, подкрепляя каждый пройденный этап видеороликом практического использования или применения. При просмотре таких видеороликов в мозге слушателей формируется устойчивая обратная связь между услышанным материалом и визуальным восприятием его применения, что в разы усиливает эффект обучения.
Добрый день, большое спасибо за Ваш опыт, он действительно будет полезен педагогам
Сегодня мы завершаем тему, посвященную лучшим практикам онлайн-обучения.
От лица всего коллектива Института дополнительного и дистанционного образования благодарим всех педагогов, нашедших время для того, чтобы поделиться своим бесценным опытом.
Ваши советы легли в основу каталога электронных образовательных ресурсов и цифровых сервисов, который будет предоставлен вам в первую очередь на электронную почту, указанную при регистрации.
Все читатели дискуссионной площадки, заинтересованные в постоянном развитии педагоги смогут ознакомиться с каталогом на сайте Института.
Благодарим всех за внимание и интерес к теме интеграции электронных образовательных ресурсов в учебную деятельность.
До новых встреч!