Главная/Дискуссионная площадка/Новые роли преподавателя

Новые роли преподавателя

Регламент работы дискуссионной площадки Института дополнительного и дистанционного образования ТИУ


Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат смешанного обучения (blended learning) – лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между преподавателем и обучающимся.

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача – сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается обучающемуся, преподаватель же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Новые роли преподавателя в образовательном процессе вуза адекватны основным идеям компетентностного подхода:

– развитие самостоятельности учащихся;

– ориентация на конечные результаты обучения;

– учет мнения работодателей в проектировании результатов обучения;

– применение и мобилизация знаний в практической действительности.

Всё чаще применяются новые роли преподавателя: преподаватель-консультант, преподаватель-коуч, преподаватель-тьютор. Наиболее перспективной выступает модель, при которой преподаватель самостоятельно трансформирует ролевые позиции в зависимости от актуальных требований образовательного процесса. В связи с этим, встает вопрос о необходимости постоянного совершенствования личностных, профессиональных компетенций.

Организация Объединенных Наций включила реализацию принципа непрерывного обучения в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Еще в начале прошлого столетия известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.

Приглашаем к обсуждению вопросов:

– Как преподавателю организовать образовательный процесс в рамках новой ролевой модели?

– Какие форматы и технологии наиболее приемлемы для обучения преподавателей в условиях непрерывного образования? Чему и зачем учиться?

– Способны ли мы сегодня самостоятельно управлять своими знаниями?


Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи
 
 
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

Статья крайне заинтересовала меня и приблизила к выбору дистанционного образования, которое популяризируется в данное время. Действительно, преподаватель играет важную роль в процессе получения знаний, но что не мало важно - это выбор учащегося траектории обучения. Роли преподавателя уже много лет были стандартизированы, но дистанционное образование позволяет расширить их. Как потенциальный студент, я могу с уверенностью сказать, рассматривая множество образовательных учреждений, Институт дополнительного и дистанционного образования ТИУ - занимает лидирующие позиции для меня.
Спасибо, что затронули актуальную тему. На сегодняшний день открыто очень много образовательных площадок, сложнее выбрать преподавателя у которого хочется учиться . Учиться мыслить, учиться решать производственные задачи, учиться совершенствовать свои компетенции.
Трансформация ролей педагога в условиях дистанционного образования предполагает формирование «педагога нового типа»: педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор.
«Педагог нового типа» не только выполняет образовательно-воспитательные функции, но и умеет своевременно отреагировать на изменения рынка труда, требования социума и меняющегося общества.
Для выполнения социального заказа необходимо разработать алгоритм деятельности по переподготовке, сопровождению и поддержке педагогов. Это не только разработать и внедрить в педагогический процесс формы и методы работы с педагогическими кадрами, а еще и создать условия, которые позволили бы педагогу становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность.
В связи с вышесказанным и возникает необходимость изучения педагогами особенностей и возможностей тьюторства, модераторства и фасилитации.
При онлайн-обучении преподаватель скорее становится помощником, или куратором студента, помогающим ему найти правильную информацию и уметь отделять её от некорректной, а также помогающий студенту правильно такую информацию интерпретировать

Возврат к списку