Главная/Новости и объявления/Будущее бурения – виртуальная реальность обучающихся ТИУ

Будущее бурения – виртуальная реальность обучающихся ТИУ

11 Декабря 2020

Познакомиться с работой реального производственного объекта не выходя из аудитории или своего личного кабинета в Educon – образовательные возможности на стыке теории и практики, которые внедряются в учебный процесс благодаря разработкам Института дополнительного и дистанционного образования ТИУ.

Виртуальная модель морской буровой платформы, созданная специалистами Института дополнительного и дистанционного образования совместно с преподавателями кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин» ТИУ, впервые была продемонстрирована студентам, обучающимся по программе магистратуры «Морское бурение». Наряду с другими цифровыми образовательными технологиями, комплекс виртуальных тренажёров «Морская буровая платформа», будет использоваться в учебном процессе опорного вуза начиная с этого учебного года. «Общее впечатление крайне положительно», – поделился своим наблюдением Дмитрий Леонтьев, преподаватель кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, который принял непосредственное участие в моделировании платформы.

Главное преимущество модели – это виртуальное повторение реального объекта. Ее прототипом послужила действующая буровая черноморская платформа, куда для сбора материала были специально командированы сотрудники опорного вуза.

Максимальное соответствие теоретической подготовки и практической деятельности – один из ключевых принципов, на которые опирается проект. Находясь внутри реалистичной виртуальной модели буровой, с помощью VR-шлема обучающийся может передвигаться по всей платформе, внимательно рассмотреть технологические объекты, изучить функциональный состав, основные системы и блоки. Пользователь может осмотреть устройство платформы взглядом присутствующего как на ней самой, так и с моря.

На базе виртуального комплекса может быть отработан как полный цикл морского бурения, так и его отдельные технологических операции. Отрабатываемые сценарии могут быть совершенно различными в зависимости от поставленных образовательных задач. Кроме выполнения основных буровых операций, в работе смоделированы и некоторые специфичные для морской буровой платформы процессы, например – подъём пользователя на платформу с корабля.


Screenshot_4.png      Screenshot_1.png


«Одним из наиболее трудоёмких этапов при разработке виртуального тренажёра, стало построение моделей объектов, а именно – буровой площадки. Это сложный и длительный процесс, который начинается с выезда специалистов на реальный объект для сбора необходимого материала, – рассказал инженер отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Александр Мурашко. – Фактически, построение модели – это перенос физического объекта в виртуальное пространство, построение его точной копии со всеми движущими частями. Процесс построения 3D-модели для виртуальной лабораторной работы уникален: необходимо обеспечить для неё должное качество при наименьшем возможном количестве полигонов. Это позволяет с одной стороны, получить реалистичное изображение виртуального объекта, а с другой – выполнить запуск тренажёра на обычных персональных компьютерах без излишних требований к их ресурсам. Для решения поставленной задачи были разработаны низко полигональные модели с качественными текстурами, от которых зависит общее восприятие модели».

Подобные тренажеры востребованы на предприятиях и используются для повышения профессионального уровня знаний и умений сотрудников, позволяют адаптировать их профессиональные навыки и опыт к современным условиям технологического производства. В сложноорганизованной деятельности предприятий нефтегазового сектора, эффективное и своевременное обучение персонала имеет решающее значение для оптимизации производительности, повышения безопасности и минимизации эксплуатационных расходов.



«Сегодня студенты ТИУ, с помощью созданной нами модели, имеют возможность познакомиться с обустройством морской буровой платформы. Но это только первый шаг в рамках долгосрочного проекта, – пояснил начальник отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Руслан Ахмадулин. – На базе виртуальной платформы можно не только формировать компетенции, необходимые будущим инженерам. Комплекс виртуальных тренажеров может быть использован для проверки квалификации или отработки навыков специалистов предприятия с учетом специфики их должностных обязанностей».

В самых ближайших планах включение виртуального тренажера в образовательный контент массового открытого онлайн курса «Техника и технологии бурения морских скважин», который может изучить любой желающий на платформе открытого образования ТИУ или национальной платформе «Открытое образование».

ИДДО