Главная/Новости и объявления/Цифровая образовательная среда ТИУ: вызовы времени и тренды

Цифровая образовательная среда ТИУ: вызовы времени и тренды

30 Декабря 2020

Сегодня, когда электронные образовательные ресурсы становятся основным строительным блоком процесса обучения, формирование единой цифровой среды – актуальная задача не только на уровне вуза, а в целом для системы образования, обозначенная на уровне руководства страны.

В марте 2020 года, когда все образовательные организации столкнулись с новой мировой проблемой и весь учебный процесс в связи с пандемией был в срочном порядке переведен в дистанционный формат, образовательная среда ТИУ оказалась полностью обеспечена необходимым материалом. Более того, университет открыл доступ к своим электронным ресурсам для других вузов страны.

Благодарности за предоставленную возможность воспользоваться образовательным контентом в адрес ректора ТИУ Вероники Ефремовой были получены от Майкопского государственного технологического университета, Адыгейского государственного университета и Волгоградского государственного технического университета.

На итоговом для уходящего года заседании Ученого совета ТИУ проректор по образовательной деятельности Людмила Габышева выразила благодарность коллективу ИДДО за реализованный проект Educon 2.0, система помогла обеспечить реализацию образовательного процесса в вузе в период пандемии.


Электронная образовательная система

Для обучающихся ТИУ работа в электронной образовательной среде вуза начинается со входа в электронную систему поддержки учебного процесса Educon. За 15 лет активного использования система развивалась, пока наконец в 2019 году не была внедрена её модернизированная версия. Educon 2.0 – это принципиально новый дизайн и существенно расширенные образовательные возможности, повышение качества образовательного процесса и удобство для всех его участников.

В систему заложены новые алгоритмы учета индивидуальных достижений обучающихся. Анализ цифрового профиля компетенций обучающегося, полученного на основе цифрового следа, способствует формированию индивидуальной траектории обучения. Технология используется при реализации программ дополнительного образования и в скором времени будет масштабирована для основных программ высшего и среднего профессионального образования.

Интеграция различных ресурсов в единую систему – одно из достоинств электронной образовательной среды ТИУ, которую формирует Институт дополнительного и дистанционного образования.


Технологии виртуальной и дополненной реальности

Обеспечить в цифровом пространстве формирование компетенций, востребованных работодателем. Для этих случаев инженеры ИДДО разрабатывают специальные виртуальные лабораторные работы и тренажёры, которые позволяют максимально имитировать и отрабатывать реальные производственные сценарии. В ИДДО, например, создают лабораторные работы, которые формируют навыки обучающихся в рамках образовательных программ опорного вуза и широко используются в обучении студентов и слушателей через систему Educon.

В качестве примера можно привести тренажер колтюбинговой установки для ремонта нефтяных и газовых скважин, разработанный в прошедшем году. А всего за 2020 год в ТИУ выпустили 19 лабораторных работ, большую часть которых специалисты ИДДО разработали в сотрудничестве с кафедрами Института геологии и нефтегазодобычи, Строительного института. Новые проекты позволят освоить «Управление системами буровой установки», «Морское бурение» и многие другие производственные процессы. В работе «Состав буровой установки», испытана новая технология виртуальной реальности, что обеспечит более полное погружение в учебный процесс.

В планах на ближайший год, помимо создания новых виртуалок, расширение функционала и возможностей работ за счет применения технологий виртуальной и дополненной реальности. Благодаря этому в ТИУ появиться виртуальный геологический полигон и модель установки погружного скважинного электроцентробежного насоса, а «Организация спуско-подъемных операций» будет отрабатываться в многопользовательском режиме, помогая развивать гибкие навыки (Soft skills) будущих инженеров.


Электронные издания и библиотека

С апреля 2020 года пользователи системы Educon получили доступ к ресурсам электронной библиотеки ТИУ. В условиях дистанционного обучения это основной канал доступа к информации в режиме 24/7. Теперь, при переходе на страницу Библиотечно-информационного комплекса ТИУ, происходит автоматическая авторизация на других подписных информационных ресурсах без необходимости повторного ввода своих учётных данных. 

В полнотекстовой библиотеке ТИУ пользователи корпоративной сети могут ознакомиться и со всеми электронными изданиями, учебниками и учебными пособиями, разработкой которых занимается ИДДО ТИУ. Использование таких мультимедийных образовательных ресурсов, которых в вузе уже более ста, позволяет реализовать фундаментальный принцип наглядности в обучении на качественно новом уровне. Благодаря тесному сотрудничеству ИДДО ТИУ в течение прошедшего года с ФГУП НТЦ «Информрегистр», сведения о них можно будет найти и в каталоге «Российские электронные издания».

За 2020 год в Институте создали более 20 электронных изданий по различным направлениям подготовки, в сотрудничестве с кафедрами электроэнергетики, экономики и организации производства, техносферной безопасности, прикладной геофизики и другими.

Электронное издание – полноценный образовательный продукт, который может быть создан в рамках более обширного, комплексного проекта. Например, в следующем году в Институте создадут электронное издание «Основы нефтегазовой геологии», содержание которого подготовлено авторским коллективом кафедры геологии месторождений нефти и газа, как дополнение к одноименному массовому открытому онлайн-курсу.


Онлайн-курсы и открытая образовательная среда

Образовательная система Тюменского индустриального университета интегрируется и с Платформой открытого образования ТИУ, на которой размещаются обучающие онлайн-курсы с интерактивным участием. Массовый открытый онлайн-курс – это актуальный и востребованный современным пользователем образовательный продукт, который создается на базе Института дополнительного и дистанционного образования.

На данный момент ТИУ является разработчиком 20 массовых открытых онлайн-курсов, как по общеобразовательным дисциплинам, среди которых история, физика, математика, информатика, так и по различным инженерным наукам, нефтегазовому делу, другим направлениям. Как правило, такой курс состоит из видео-лекций, электронных конспектов, обучающих кейсов и различных аудиовизуальных подкастов, содержит промежуточные и итоговые задания.

К началу этого учебного года были запущены новые курсы «Промышленная безопасность» и «Гидравлический разрыв пласта», а также уникальный массовый открытый онлайн-курс, предназначенный для иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный.

«Русский язык как иностранный» – это достаточно масштабный проект, работа над которым велась в течение года. К участию в нем привлекли больше пятидесяти человек из числа студентов и преподавателей опорного вуза, а съемки проводились в учебных корпусах, в общежитиях и на спортивных объектах Тюменского индустриального университета, а также на площадках около культурно-исторических и известных мест города Тюмени.

В планах Института дополнительного и дистанционного образования на следующий год создание и запуск еще 9 образовательных продуктов в формате МООК.

Начиная с февраля 2021 года все онлайн-курсы ТИУ будут доступны пользователям платформы. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (online.edu.ru) – это проект Министерства науки и высшего образования, который предоставляет доступ к онлайн-курсам в режиме единого окна.

Присоединившись к проекту, опорный вуз развивает идею формирования доступного цифрового образовательного пространства и цифровой академической мобильности. Участие в нем открывает и широкие перспективы сетевого сотрудничества. Так, в период карантина, с марта по июнь 2020 года, обучение через платформу с использованием курсов ТИУ «Техника и технологии бурения морских скважин» и «Неразрушающий контроль в строительстве» прошли студенты Хакасского государственного университета, Воронежского государственного технического университета и Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.


Цифровые возможности дополнительного профессионального образования

Как известно, на рынке труда для подтверждения профессиональной квалификации сотрудника, работодателю нужен документ установленного образца о получении формального образования в соответствии с действующими профессиональными стандартами. Как совместить идею массового и общедоступного образования и необходимость формализации его результатов – задача, которую в Институте дополнительного и дистанционного образования ТИУ решали в течение года.

Повышение квалификации на базе массовых открытых онлайн-курсов (МООК) – новый образовательный проект, который в полной мере получит реализацию в ТИУ уже в начале следующего года. Освоение материала по ряду программ повышения квалификации опорного вуза, среди которых «Промышленная безопасность», «Гидравлический разрыв пласта», «Капитальный ремонт скважин», «Техника и технологии бурения морских скважин», «Неразрушающий контроль в строительстве» будет организовано на базе онлайн-курсов, размещенных на Платформе открытого образования ТИУ.

Освоить дополнительную профессиональною программу дистанционно, в удобном формате онлайн-курса и получить удостоверение установленного образца от опорного вуза – весомые факторы, которые позволят этой новой образовательной технологии успешно конкурировать с традиционными в системе дополнительного профессионального образования, уверены в ИДДО ТИУ.


Цифровизация образовательного контента

Реализация программ допобразования в условиях 2020 года также проходит в электронной образовательной среде Тюменского индустриального университета на базе системы Educon с включением различных цифровых образовательных ресурсов. Взаимодействие слушателей с преподавателями в онлайн-режиме обеспечивается с помощью сервисов видеоконференцсвязи.

Цифровизация образовательного контента – одна из стратегических задач, которые решает Институт дополнительного и дистанционного образования. Поэтому перевод учебного процесса в дистанционный формат прошел в рабочем режиме, без отклонений от календарного учебного графика. Однако, чтобы обеспечить качество образовательного контента по ряду программ, традиционно реализуемых в очном формате, в ИДДО были оперативно созданные и новые образовательные продукты. Одним из них стал курс видео-лекций «Подземная гидромеханика», созданный по заказу ПАО «Газпром», одного из ключевых заказчиков программ дополнительного профессионального образования ТИУ.

За счет применения дистанционных технологий обучения, образовательная среда опорного вуза в полной мере смогла обеспечить возможность развития компетенций сотрудников индустриальных партнеров ТИУ на местах и без отрыва от производства на базе опорного вуза.


Взаимодействие в дистанционном формате

Особенной была и приёмная кампания – 2020, которая в Тюменском индустриальном университете прошла полностью в дистанционном формате, в условиях пандемии. Процесс поступления онлайн в ТИУ в этом году сделали максимально простым и удобным – абитуриенты могли подать документы и пройти тестирование в любое удобное для них время. Взаимодействие с поступающими было организовано полностью в цифровой среде.

Специалисты ИДДО в онлайн-режиме сопровождали поступающих, от этапа приема документов до заключения договоров на образования и проведения оплаты, и вне зависимости от места нахождения абитуриентов.

Выстроенные коммуникации в онлайн-пространстве позволили обеспечить набор по программам высшего образования, реализуемым с применением дистанционных технологий в ТИУ, даже в сложных социально-экономических условиях. Результаты набора в Институт дополнительного и дистанционного образования ТИУ в 2020 году превысили на 25 % прошлогодние показатели.

К тому же, выбор программ высшего образования, реализуемых в заочной форме обучения с применением дистанционных технологий, для поступающих в Тюменский индустриальный университет в 2020 году, значительно расширился по большей части за счет программ магистратуры. К набору в ИДДО объявлено 15 программ бакалавриата и 14 – магистратуры по 20 направлениям подготовки.

Реализация основных программ в дистанционном формате потребовала разработки актуального и качественного образовательного контента. В ходе подготовки к новому учебному году в институте существенно расширили охват взаимодействия с профильными кафедрами вуза.


Новая образовательная практика

2020 год сформировал новую образовательную практику для студентов и слушателей, преподавателей и администраторов, всех участников учебного процесса в вузе. С уверенностью можно сказать, что полученный опыт взаимодействия в электронной среде и разработки цифровых образовательных продуктов будет использован в реализации будущих амбициозных проектов Института дополнительного и дистанционного образования ТИУ.




ИДДО