Приглашаем преподавателей, обучающихся и представителей индустриальных партнеров обсудить изменения в парадигме традиционного образования, вызванные, в том числе, и переходом на дистанционный формат обучения. Обмен мнениями пройдёт на дискуссионной площадке «Новые роли преподавателя», созданной специально для интерактивного общения её участников.
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат смешанного обучения (blended learning) – лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между преподавателем и обучающимся.
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача – сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается обучающемуся, преподаватель же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Новые роли преподавателя в образовательном процессе вуза адекватны основным идеям компетентностного подхода. Это и развитие самостоятельности учащихся, и ориентация на конечные результаты обучения, а также учет мнения работодателей в проектировании результатов обучения, и что не мало важно применение и мобилизация знаний в практической действительности.
Всё чаще применяются новые роли преподавателя: преподаватель-консультант, преподаватель-коуч, преподаватель-тьютор. Наиболее перспективной выступает модель, при которой преподаватель самостоятельно трансформирует ролевые позиции в зависимости от актуальных требований образовательного процесса. В связи с этим, встает вопрос о необходимости постоянного совершенствования личностных, профессиональных компетенций.
Организация Объединенных Наций включила реализацию принципа непрерывного обучения в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Еще в начале прошлого столетия известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
Но, как преподавателю организовать образовательный процесс в рамках новой ролевой модели? Какие форматы и технологии наиболее приемлемы для обучения преподавателей в условиях непрерывного образования? Чему и зачем учиться? Способны ли мы сегодня самостоятельно управлять своими знаниями?
Приглашаем к обсуждению вопросов на дискуссионной площадке >>